Маслостанция (гидравлическая
насосная станция) – техническое устройство (система), преобразующее различные виды энергии вмеханическую
энергию жидкости, и управляющее движением потока этой жидкости. Вид
преобразуемой энергии (электрическая, механическая энергия жидкости или сжатого
газа, химическая энергия топлива) зависит от типа первичного двигателя,
входящего в состав маслостанции.
Основные компоненты и их функции
В состав
маслостанции входят следующие компоненты:
§ Двигатель первичный — электрический, гидравлический, пневматический, двигатель
внутреннего сгорания ( бензи- новый или дизельный ). Предназначен для
преобразования соответствующего вида энергии (электрической, механической
энергии жидкости или сжатого газа, химической энергии топлива) в кинетическую
энергию вращательного или поступательного движения.
§ Насос гидравлический — шестеренный, пластинчатый, аксиальноплунжерный, радиальноплунжерный или плунжерный
насос. Предназначен для преобразования кинетической энергии вращательного или
поступательного движения в механическую энергию жидкости.
§ Гидробак — металлическая или пластиковая емкость,
содержащая рабочую жидкость, которая используется в основном для переноса
энергии к исполнительному механизму — гидродвигателю (гидроцилиндру или гидромотору).
Имеет встроенную горловину с фильтром для заправки рабочей жидкости.
§ Трубопровод — система каналов, которая может
состоять из рукавов высокого давления, металлических труб, плит модульного
и стыкового монтажа. Служит для соединения гидравлического насоса с различного
рода управляющей, регулирующей и распределяющей гидравлической аппаратурой.
Обеспечивает передачу потока жидкости, нагнетаемой гидравлическим насосом к
исполнительному механизму и ее возврат в гидробак.
§ Фильтр сливной — устройство, фильтрующее рабочую
жидкость, которая возвращается от исполнительного механизма (гидродвигателя) в
гидробак.
Дополнительные компоненты и их функции
В
зависимости от назначения и условий эксплуатации маслостанция может включать в
себя следующие дополнительные компоненты:
§ Фильтр всасывающий — устройство, фильтрующее
рабочую жидкость, всасываемую гидравлическим насосом из гидробака.
§ Фильтр напорный — устройство, фильтрующее рабочую
жидкость, нагнетаемую гидравлическим насосом.
§ Устройства управления давлением — предохранительные, перепускные,
разгрузочные, редукционные и другие типы клапанов давления.
Предназначены для управления давлением рабочей жидкости в системе или отдельных
ее контурах.
§ Устройства управления потоком — дроссели,
регуляторы потока и другие типы клапанов потока. Предназначены для управления
потоком рабочей жидкости в системе или отдельных ее контурах.
§ Распределительные устройства — обратные
клапаны, гидравлические распределители и другие типы
распределительных клапанов. Предназначены для распределения потоков рабочей
жидкости в системе или отдельных ее контурах.
§ Гидроаккумулятор — сосуд, способный накапливать энергию
рабочей жидкости и отдавать ее в нужный момент времени. Есть три типа
аккумуляторов — грузовой (возврат энергии происходит за счет изменения
потенциальной энергии груза), пружинный (за счет деформации пружины) и
пневмогидравлический (за счет сжатия и расширения газа). Предназначен для
питания системы в аварийных ситуациях, компенсации утечек, демпфирования
пульсаций, гашения гидроударов и т.д.
§ Теплообменник (маслоохладитель) — устройство,
охлаждающее рабочую жидкость. Может быть воздушным или водяным.
§ ТЭН (трубчатый электронагреватель) — устройство,
предназначенное для нагрева рабочей жидкости. Устанавливается в гидробак.
§ Манометр — визуальное устройство контроля давления рабочей
жидкости в различных частях гидравлической системы. Может быть аналоговым
(стрелочным) или цифровым (электронным).
§ Датчики — элементы измерительного, сигнального,
регулирующего или управляющего устройства системы, преобразующие контролируемую
величину в удобный для использования сигнал. Используются для измерения
давления, расхода, уровня и температуры жидкости в гидробаке, степени
загрязненности фильтроэлементов.
§ Реле — электромеханические устройства,
предназначенные для коммутации электрических цепей при заданных изменениях
электрических и неэлектрических входных величин. Используются два типа реле —
реле давления (размыкает или замыкает электрическую цепь при достижении
заданного давления) и реле уровня масла (размыкает или замыкает электрическую
цепь при достижении заданного уровня масла в гидробаке).
§ Панель управления — панель с установленными
элементами управления маслостанцией, приборами контроля и индикации. Может быть
с механическим или сенсорным (тактильным) управлением. Может
устанавливаться как непосредственно на маслостанцию, так и отдельно от нее.
§ Пульт управления — устройство удаленного
управления гидравлической аппаратурой маслостанции (клапанами давления, потока,
гидрораспределителями и т.д.). Может быть ножным (педаль) или ручным.
Подключается к маслостанции посредством электрического кабеля или по
радиоканалу (при установке на маслостанцию блока радиоуправления).
Принцип действия
Первичный
двигатель (например, электродвигатель) посредством муфты передает момент
вращения гидравлическому насосу. Рабочая жидкость, всасывается насосом из
гидробака через всасывающий фильтр, затем подается по трубопроводу в
управляющую и распределительную гидроаппаратуру и далее к исполнительному
механизму. После выполнения работы рабочая жидкость через трубопровод и сливной
фильтр возвращается в гидробак.
Основные
технические характеристики
§ Номинальное рабочее давление, МПа (мегапаскаль) —
наибольшее избыточное давление, при котором маслостанция должна работать в
течение установленного срока службы с сохранением параметров в пределах
установленных норм.
§ Номинальная подача, л/мин (литры в минуту) — наибольший
объем жидкости, нагнетаемый гидравлическим насосом (или группой насосов)
маслостанции за единицу времени.
§ Полезный объем гидробака, л (литр) — максимальное
количество рабочей жидкости, содержащейся в гидробаке, которое может быть
использовано для выполнения работы в гидравлической системе.
§ Мощность приводного (первичного) двигателя —
измеряется в кВт (киловатт) или л.с. (лошадиная сила) — количество выполняемой
работы двигателя за единицу времени.
Типы маслостанций
Маслостанции
делятся:
1. По конструктивному исполнению:
§ мобильная — смонтированная в едином корпусе и/или раме,
имеющая ручки для переноски или проушины для строповки, может оснащаться
колесами или полозьями;
§ стационарная (насосный гидравлический модуль) — монтируемая
поагрегатно в специальном помещении или непосредственно на оборудовании;
§ самоходная — смонтирована на самоходном шасси, в качестве
привода которого может использоваться гидросистема маслостанции.
2. По типу приводного (первичного) двигателя:
§ с электроприводом;
§ с гидроприводом;
§ с пневмоприводом;
§ с дизельным приводом;
§ с бензоприводом.
3. По номинальному давлению:
§ низкого (до 16 МПа)
§ среднего давления (до 40 МПа);
§ высокого давления (до 150 МПа);
§ сверхвысокого давления (свыше 150 МПа).
Область применения
Маслостанции
в основном предназначены для обеспечения гидравлической энергией
гидравлического инструмента и оборудования:
§ статического гидроинструмента;
§ систем гайковертов и электромонтажного инструмента;
§ динамического гидроинструмента;
§ строительного и железнодорожного оборудования;
§ шламовых помп;
§ бурового оборудования;
§ прессов и термопластавтоматов;
§ систем управляемого подъема и перемещения крупногабаритных,
многотоннажных объектов и конструкций;
§ испытательных стендов;
§ различного технологического оборудования.
Могут также
использоваться:
§ для подачи жидкой смазки в ответственные узлы машин
и оборудования для смазывания и охлаждения;
§ для перекачки, очистки и фильтрации масел и жидкостей на их
основе;
§ для испытания гидроцилиндров, гидромашин, гидроаппаратуры, емкостей и трубопроводов.